Медицинские споры – это споры, возникающие из-за некачественного оказания медицинских услуг, приведших к причинению вреда жизни и здоровью пациента.
Статья 41 Конституции РФ провозглашает:
«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.»
Медицинское право представляет собой одну из самых сложных отраслей юриспруденции. Основная сложность заключается в том, что отечественные судебные органы и правозащитники еще не выстроили определенных схем ведения таких процессов.
Требование о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлено в любое время, потому что исковой давности по таким требованиям не существует, так же как не существует временных сроков на требования о компенсации морального вреда (ст. 208 ГК РФ).
Какие бывают медицинские споры.
- Умышленное причинение вреда здоровью.
- Оказание помощи ненадлежащим образом либо предоставление недостоверной информации или ее сокрытие.
- Причинение морального ущерба (бывает умышленное и неумышленное). Подразумеваются моральные и физические страдания пациента из-за неправильных действий врача.
- Оказание услуг ненадлежащего качества. Врач несет полную ответственность за свои действия.
- Сейчас этот вид споров все более распространяется, хотя четкого определения данного понятия нет.
- Вымогание денежных средств за помощь, которая должна быть бесплатной. Из-за незнания своих законных прав, пациенты очень часто попадают в подобные ситуации. Медицинский персонал не только продвигает дополнительные услуги, но и навязывает их оплату.
- Несоблюдение условий договора. Часто без надобности на практике меняются не только методы лечения, но и суммы выплат по договору, причем в большую сторону.
- Злоупотребление положением. Медицинский персонал, пользуясь беспомощностью и некомпетентностью пациента, производит различные манипуляции и давит на него.
- Нарушение условий и режима лечения чаще всего происходит с целью экономии времени. Врачи не вникают в проблемы пациентов, быстрее положенного закрывают листы нетрудоспособности и т.п.
- Сокрытие информации от больного. Чаще всего скрывается диагноз, а также не сообщаются последствия лечения и все возможные риски.
- Нарушение врачебной тайны. Огласку получает не только факт обращения гражданина за помощью, диагноз, но и сведения, выясненные в результате обследования.
- Нарушение ведения документации. Документы оформляются с дефектами, записанная информация не соответствует действительности.